Компания четко следует антикризисному плану, принятому ранее, готовится к участию в главной профильной выставке года и настроена твердо отстаивать свои интересы перед страховыми компаниями и истцами.
О том, какие вызовы ощутила на себя кондитерская отрасль, рассказал Павел Боше, руководитель коммерческого и маркетингового отделов сети кондитерских Kuzina.
— Как коснулась текущая мировая ситуация вашего бизнеса? В целом отрасли? Каковы прогнозы по последствиям?
— Довольно серьезно коснулась. Мы сейчас проводим оценку. Как раз сейчас начали массово поступать письма от ключевых поставщиков о повышении цен. На сегодняшний день не все готовы назвать конечные цены, поскольку нет понимания развития ситуации. Поступившие данные от поставщиков мы аккумулируем, проводим расчеты. Единственное, что остается стабильным — стоимость муки, по остальным ингредиентам идет серьезное повышение цен. Их снижения в краткосрочной и среднесрочной перспективе ждать не приходится.
Всю кондитерскую отрасль ожидает непростой период. Ведущие игроки будут вынуждены пересматривать ценовую политику и матрицы ассортиментных линеек еще не один раз. По мере роста цен спрос будет смещаться в сторону более доступных продуктов, а общий объем потребления кондитерских изделий вероятно снизится в краткосрочной перспективе.
Как показывает практика, «Кузина» эффективно справляется с кризисными вызовами, но точно оценить текущую ситуацию пока сложно. Поступающая информация зачастую носит противоречивый характер. Прогнозы, особенно сейчас — дело неблагодарное.
— Какие из санкций и каким образом уже коснулись бизнеса/отрасли? Какие коснутся в дальнейшем по ожиданиям?
— Санкции довольно серьезно коснутся поставок оборудования. Профессиональное кондитерское оборудование в большинстве случаев импортное. В своих кондитерских, «Кузина» использует кофе-машины производства швейцарской компании Schaerer, которые поставлялись напрямую под заказ с завода в Люцерне. Затраты на покупку такого оборудования составляют существенный процент в стоимости проектов по открытию кафе, не стоит забывать и про содержание текущего парка машин, которые нужно обслуживать, комплектовать расходниками и запчастями. Как таковых прямых санкций на эти компании не введено, но Швейцария уже попала в список недружественных стран, а постоянно растущий курс валют повлиял на стоимость и без того дорогого оборудования.
— Есть ли у компании зарубежные партнеры (клиенты, поставщики и др.)? Как складываются отношения?
— В нашем бизнесе много импортного сырья, а также сырья, произведенного в России, но с использованием импортных компонентов — это в первую очередь касается таких позиций как: сливки, шоколад, ароматизаторы и ягоды.
О приостановке деятельности сообщают крупнейшие компании и поставщики. Например, компания Barry Callebaut — крупнейший поставщик и производитель шоколада и глазури на российском рынке, имеющий три производственные площадки в РФ, сырье которого мы постоянно используем в работе, уже сообщил, что, как и многие другие поставщики, имеющие дело с трансграничными перевозками, испытывает некоторые проблемы на границах, которые влияют на поставки из-за рубежа продуктов и сырьевых ингредиентов для локального производства. Важно также отметить, что геополитическая ситуация, неопределенность с обменными курсами, рост стоимости ингредиентов и логистики оказывают существенное влияние на операционную деятельность компании.
Например, молочная отрасль в России хоть и развита хорошо, но производство кондитерских сливок требует импортных компонентов.
Упаковка (стаканы, коробки и проч.) мы заказывали в крупнейшей компании Huhtamaki, которая в качестве сырья использует финский картон. Его поставки на сегодняшний день также заморожены, а цены взлетели в несколько раз.
Цены на кофе за последние две недели изменились уже несколько раз. Прошлый сезон на бразильских плантациях был неудачным. А в текущей ситуации сложности с морскими контейнерными перевозками, которые используются для доставки кофе, влияют на все логистические цепочки и стоимость. Учитывая огромные обороты данного вида сырья (только оборот «Кузины» достигает 4-х тонн в месяц), сформировать его долгосрочные запасы и зафиксировать цены физически становится невозможно.
— Какие меры поддержки от государства/региона имеются на сегодня для отрасли?
— Пока процедуры не проработаны. Мы регулярно делаем запросы в банки, но фактически информации пока нет.
— Какие меры принимаете/планируете принять с целью удержания стабильности работы компании?
— У компании есть опыт, наработанный в прежние кризисные периоды для эффективного управления, и кризис-план оперативных мероприятий необходимых для стабилизации ситуации. Мы с самого начала уже начали активно общаться с подрядчиками и поставщиками, договариваясь о сокращении издержек, регулировке цен, согласовывая финансовые схемы и модели оплат и расчетов. Партнеры как правило все прекрасно понимают, так как сами находятся в тех же условиях. Все учатся договариваться и искать компромиссы, идти навстречу, понимая, что необходимо поддержать бизнес и друг друга.
Мы провели детальный анализ ассортимента с точки зрения текущего дефицита сырья и рисков его возникновения в будущем, а также возможных последствий, связанных с ценовой политикой копании. Учитывая наше позиционирование на рынке и свой средний чек, мы понимаем, что сейчас нам придется неизбежно снижать долю предложений премиум-сегмента в общей структуре продуктовой матрицы, сделав упор на более доступный массовый продукт. По этим же причинам мы пока приостановили разработку сложных сезонных и фестивальных новинок. Продуктовая матрица в целом будет сегментирована по ценовым критериям.
Кроме того, сейчас мы переключаем фокус внимания на азиатский рынок, готовый предложить упаковку, оборудование и сырье взамен европейских, но на это нужно время, разработанные каналы и механизмы взаимодействия.
В апреле этого года состоится Кантонская ярмарка в Гуаньчжоу, крупнейшая в КНР. Если будет юридическая возможность, то мы планируем обязательно посетить данную выставку. Сейчас это самый очевидный и перспективный шаг в будущее для многих российских компаний, которые не планируют останавливать своё развитие.
Kuzina — сеть кондитерских с посадочными местами, специализирующаяся на продаже кофе, десертов и сэндвичей. Производство продукции организовано на двух площадках в Новосибирске и Москве. Сеть существует более 15 лет: первая кондитерская открылась в 2003 году. С 2018 года начались продажи франшизы.
ООО «СДЭК-Глобал» оказывает услуги по доставке грузов различным категориям клиентов, а именно: корпоративным клиентам, интернет-магазинам, частным клиентам. Офисы компании и партнеров расположены в 37 странах мира. Количество активных клиентов в 2023 году составило порядка 9,3 млн, а количество отправлений превысило 109 млн. Об итогах финансово-хозяйственной деятельности за 2023 – в материале.
Цены на сырье тресковых рыб в 2024 году ощутимо выросли относительно значений 2023 года. О том, как эмитент сохраняет уровень рентабельности и реагирует на стоимостные скачки, рассказал директор ООО ПК «СМАК» Андрей Черепенников.
Инвестиционная компания «Юнисервис Капитал» стала партнером Первого Дальневосточного форума финансовых рынков. На мероприятии, посвященном возможностям МСП региона на бирже, руководитель департамента DCM Александр Павлов рассказал о перспективах привлечения средств для бизнеса через облигационные выпуски и первичное размещение акций.