Новости вернуться

Против проливов и «за инвесторов»: как маркет-мейкер поддерживает торги

06 марта 2024
24 апреля 2024

По итогам 2023 года компания ООО «АВТООТДЕЛ» достигла рекордного для себя количества подключенных сайтов

ООО «АВТООТДЕЛ» является разработчиком и правообладателем комплекса результатов интеллектуальной деятельности, которые представляют собой технологию быстрой разработки, запуска и поддержки серии интернет-сайтов для автомобильной отрасли с централизованным управлением. С какими итогами компания завершила 2023 г. и каковы прогнозы по 1 кв. 2024 г. рассмотрим в обзоре.

Подробнее

Ранее мы уже сообщали, что инвестиционная компания «Юнисервис Капитал» выступает маркет-мейкером по нескольким выпускам облигаций, а совсем недавно мы начали поддерживать ликвидность еще и в акциях ПАО «Европейская Электротехника». 

В этом материале хотим разобрать несколько примеров, которые наглядно иллюстрируют пользу от наличия маркет-мейкера в инструменте. 

Пример первый: Чистая планета-БО-01

29 ноября 2023 г. в 14:05 цена облигаций по выпуску Чистая планета-БО-01 находилась на уровне 101.45%, маркет-мейкер стоял по цене 101.1% объемом на 400 бумаг. В 14:05:30 без каких-либо новостей (рейтинговый пресс-релиз был опубликован несколько позже) прошла продажа по рынку на 540 бумаг, что на тот момент равнялось среднему дневному объему торгов по этой бумаге. В момент исполнения сделки цена прошла заявку маркет-мейкера и остановилась на уровне 101%. Падение составило всего 0.45%.

Инвестор, который осуществлял продажу бумаг видел, что есть предложение на весь объем и понимал, по какой цене пройдет его сделка, соответственно, мог спрогнозировать доходность при выходе, которая влияет на принятие решения. 

На следующий день 30.11.2023 в 11:15 цена находилась на уровне 100.94%, маркет-мейкер стоял по цене 100.1% объемом на 400 бумаг.

В период с 11:15:45 до 11:21:02 по рынку было продано 854 бумаги (1,5 дневных объема торгов). Цена при этом снизилась с 100.94% до 100.01%, остановившись на заявке маркет-мейкера. Таким образом, падение составило 0.93%.

В обоих случаях наличие маркет-мейкера позволило инвестору быстро выйти из бумаги практически без ущерба в части цены этого выхода. Дисконт за скорость выхода, конечно же, был, но он составил менее 1%, и итоговая цена продажи в любом случае осталась выше номинальной стоимости бумаг.

Пример второй: Ультра-БО-01

21 ноября 2023 г. состоялось первичное размещение выпуска Ультра-БО-02 с доходностью 20.45%. Доходность первого выпуска на 20.11.2023 составляла 17.87%. Инвесторы, которые находились в Ультра-БО-01 понимали, что если выйти из первого выпуска и зайти во второй, то можно, не меняя уровень риска, связанного с самим эмитентом, увеличить доходность «на ровном месте». Поэтому мы предполагаем, что, возможно, кто-то захотел выйти из Ультра-БО-01 и зайти в Ультра-БО-02.

Продажа по рынку составила 301 бумагу (75% от среднего дневного объема), снижение цены при этом составило 0,54% — c 99.59% до 99.05%. При отсутствии маркет-мейкера такой возможности быстро продать бумаги у инвестора, скорее всего, бы не было.

27 декабря 2023 г. вышла новость, что компании «Ультра» понизили рейтинг с BB- до B. В период с 15:48 до 16:35, рынок отреагировал распродажей, объем которой составил 841 бумаг (больше двух дневных объемов за последний месяц на тот момент). Цена при этом упала на 1% с 98.31% до 97.3%, пройдя заявку маркет-мейкера с объемом 480 бумаг (~57% от всего проданного объема). 

Выводы

Благодаря наличию маркет-мейкера инвесторы, которые хотят продать 300-500 бумаг (что чаще всего близко к среднему дневному объему торгов) испытывают меньше проблем с ликвидностью и ценой продажи. Если бы не было маркет-мейкера, в худшем случае не нашлось бы столько ликвидности для продажи (что совсем не редкость для бумаг 3-го списка), в лучшем случае — средневзвешенная цена продажи была бы значительно ниже.

То же самое работает и в обратную сторону: когда инвестор хочет зайти в бумагу на сумму 300-500 бумаг он может столкнуться с отсутствием возможности такой покупки по интересующей его цене, так как нет достаточного объема предложения. Подобное положение вещей долгое время отталкивало многих инвесторов от 3-го эшелона облигаций. Нежелательный эффект это оказывает и на эмитентов, которые априори заинтересованы в расширении базы инвесторов.

В принципе для понимания того, насколько важную роль играет маркет-мейкер, достаточно бегло сравнить стаканы по двум схожим выпускам облигаций с маркет-мейкером и без. 


Справка о компании

Логотип компании

Юнисервис Капитал» — российская частная инвестиционно-финансовая компания. Специализируется на организации долговых программ для регионального бизнеса, используя секьюритизацию активов, инвестиционные ноты, облигационные займы. Основная задача — обеспечение доступа малого и среднего бизнеса к инструментам, традиционно применяемым только для финансирования крупных предприятий. С 2012 года входит в ТОП-5 организаторов публичных вексельных программ корпоративных эмитентов ИА Cbonds, с 2014 года запущена работа фондов прямых инвестиций и инвестиций под залог недвижимости. С 2016 года активно использует новый на рынке инструмент — коммерческие облигации, в 2017 году «Юнисервис Капитал» начинает работу с биржевыми облигациями. В 2021 году запускает новый инструмент - залоговые облигации. Совокупный объем реализованных за 13 лет программ составляет 44,9 млрд рублей.

Возможно, вам будет интересно: