Актуально вернуться

Как государство спасало российский автомобильный рынок

05 апреля 2018
09 июня 2018

Запрет на векселя негативно скажется на развитии МСБ

Ведущие СМИ региона опубликовали материалы с комментарием руководителя нашей компании Алексея Антипина о возможном запрете продажи векселей и субординированных облигаций физическим лицам.

Подробнее

Специалисты «Юнисервис Капитал» подготовили аналитический обзор автомобильного рынка России. 10 лет развития отечественного автопрома — в одном обзоре.

Оптимистичные планы по удвоению ВВП, утроению капитализации «Газпрома» столкнулись с жесткой реалией мирового кризиса 2008 года. Посыпались не только доходы населения, но и его надежды на прекрасное будущее: люди перестали покупать товары долгосрочного пользования, в первую очередь автомобили.

Запущенные государством программы стимулирования не дали ожидаемого эффекта: доходы людей и их ожидания только ухудшались. Объем производства отечественных машин сократился на 61%, иномарок российского сборки — на 57%.

Появившаяся в 2009 году программа льготного автокредитования не показала ожидаемой эффективности: было куплено около 70 тыс. автомобилей вместо 150 тыс. прогнозируемых. Тем не менее, государству удалось простимулировать развитие внутреннего производства и сокращение прямого импорта. Если к 2007 году доля импортируемых машин составляла до 70%, то к 2013 году она снизилась до 30%.

С 2010 по 2012 годы рынок воспрянул вслед за некоторым восстановлением уровня дохода населения, но — ненадолго.

Плачевные события в международной политике 2013-2017 годов, связанные с Россией, привели к катастрофическим последствиям в экономике и благосостоянии граждан, превзошедшим кризис 2008 года. Девальвация, падение реальных доходов, санкции привели к продолжительной рецессии. Несмотря на огромную поддержку государства, в 2017 году рынок показал рост лишь благодаря заметному снижению ставок по кредитам, при этом российские производители недооценили объемов рынка и, например, концерн «АвтоВАЗ» произвел практически в 2 раза больше автомобилей, чем смог реализовать — склады компании и автодилеров заполнены «под завязку».

Тем не менее, государственная политика по импортозамещению привела к снижению доли импортируемых автомобилей до 16% в 2017 году, а в целом зарубежные марки за счет российской сборки даже нарастили свою долю и не испытывают таких проблем с запасами, как «АвтоВАЗ».

В целом доходы населения не растут, настроение — пессимистичное и не предрасположено к покупкам долгосрочных товаров даже в кредит, как это было до 2007 года. Структура рынка существенно поменялась: доля импортируемых автомобилей не превышает 15%, а сам рынок держится в большой степени на программах государственной поддержки.

Детальный обзор смотрите и читайте в PDF-версии анализа автомобильного рынка России.