Бедные богачи
Бедные богачи

Генеральный директор Юнисервис Капитала Алексей Антипин вступает в диалог с автором статьи «Есть ли перспективы фондирования малого и среднего предпринимательства со стороны банков?», в которой автор излагает свои мысли о плачевном и бесперспективном положении малого и среднего бизнеса в условиях все более ужесточающихся требований банков к корпоративным заемщикам.

В еженедельнике «Континент Сибирь» была опубликована статья Виктора Андреева «Есть ли перспективы фондирования малого и среднего предпринимательства со стороны банков?». В материале изложены мысли о плачевном и бесперспективном положении малого и среднего бизнеса в условиях все более ужесточающихся требований банков к корпоративным заемщикам, о том, что в некоторых случаях сложившаяся ситуация вынуждает бизнес искать заемные средства даже на ростовщическом рынке.

Генеральный директор Юнисервис Капитала Алексей Антипин вступает с автором в диалог в материале «Бедные богачи» (Континент Сибирь, 10.04.2013)


Отрадно сознавать, что есть люди, кому поднятый вопрос небезразличен. И с автором трудно поспорить: любой, кто сталкивался с задачей привлечения заемных средств, подтвердит, что привлечь инвестора в капитал порой более реально, нежели получить необходимые средства в банке. Да, заемщики, которые все-таки получают привлекательные условия от банков, конечно, существуют, но их число невелико.

Однако кажется, что господин Андреев осознанно не упомянул о существовании еще одного базового инструмента, широко используемого в деловом мире Запада в вопросах привлечения средств: речь идет о публичном долговом рынке ценных бумаг — о векселях и облигациях. Для простоты можно называть это долговым рынком. И тут автора можно понять: несмотря на гигантские запасы денежных средств у населения (по данным Центробанка РФ, к 2013 году банковские счета физлиц в сумме составляют 11,8 трлн руб.), основными инвесторами на долговом рынке являются все те же банки и инвестиционные компании. В России практически не существует инфраструктуры для частных инвесторов, благодаря которой любой мог бы вкладывать в бизнес по своему выбору, а не по указанию инвестиционного рейтинга.

Инвестиционные компании и банки, чья роль как раз подразумевает создание и популяризацию такой инфраструктуры, лениво используют постыдно малое количество инструментов долгового рынка и не стремятся предлагать своим клиентам ничего нового. Свою лепту вносит и несовершенство регулирующих данный рынок законов.

В результате этого любой, кто располагает свободными средствами и хотел бы с благой целью их приумножить, просто не подозревает о существовании каких-либо еще инвестиционных инструментов, кроме банковских депозитов, акций голубых фишек или приобретения недвижимости с целью сдачи в наем. Справедливости ради надо отметить, что от места к месту инвестирование бизнеса все-таки происходит на уровне первобытных частных процентных займов, однако здесь нельзя говорить о наличии какой-либо сложившейся системы.

Основным отличием привлечения заемных средств через выпуск ценных бумаг от частного займа является возможность продать свои долговые обязательства частным инвесторам на публичном рынке. При этом долговые бумаги могут иметь свободное хождение, ликвидность, а значит, и перепродаваться. По истечении срока займа ценная бумага выкупается выпустившей ее компанией за номинал и заранее установленное дополнительное вознаграждение.

Здесь надо отметить, что вопросы привлечения заемных средств рассматриваются традиционно узко: в контексте срока, суммы займа и его процентной ставки. Однако долговые инвестиционные инструменты предполагают более общий взгляд на вопрос. Во-первых, это все-таки более высокая доступность инструмента по сравнению с упомянутыми банковскими кредитами. Во-вторых, применение долговых инструментов делает компанию публичной, а это положительно влияет на ее репутацию и стоимость со всеми вытекающими. Здесь, кстати, происходит занятная метаморфоза: статус публичной компании повышает оценку и в глазах вышеупомянутых банков, а это сказывается на решении по открытию и улучшению условий кредитной линии для такого предприятия.

В-третьих, инвесторами такой компании могут стать ее клиенты или партнеры, в том числе потенциальные. Выходит, что это еще и метод развития бизнеса и увеличения продаж. Помимо устойчивых партнерских отношений, такие взаимосвязи могут быть полезны участникам такими приятными мелочами, как например, предоставление отсрочки платежа за поставленную продукцию с возможностью использования средств в обороте. К тому же привлечение заемных средств дает еще и эффект повышения узнаваемости компании — словом, ни один другой общеизвестный долговой инструмент не способен ни на что подобное. И пусть долговой рынок в России только зарождается и существуют определенные связанные с этим трудности, живые примеры компаний, уже получающих свои дивиденды на этом поприще, таких как алтайская ГК «Флорекс» или дальневосточная ГК «Шинтоп», встречаются все чаще.

Виктор Андреев совершенно справедливо отметил, что «проблему фондирования на расширение деятельности предприятий МСБ необходимо и можно системно решать за пределами банковской системы». Поэтому я считаю, что деловой общественности стоит обратить свое внимание на существование иных способов привлечения необходимых средств на развитие бизнеса, если привычные варианты по какой-либо причине не срабатывают.


К списку статей